Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


История древних славян

Текстовая версия форума: Разговоры об истории



Полная версия топика:
История древних славян -> Разговоры об истории


Страницы: 12[3]45678910

Gena753
да причем тут Аркаим. Это Арии - настоящие (не арийцы), предки иранцев, ариев в Индии, цыган (но это смесь с арийским языком).
скотоводы. Никакого отношения - прямого к салвянам не имели.
Любой нормальный историк вам это скажет.
Сумасшедший
Славяне - великий народ, состоящий из многих племен drinks_cheers.gif
gotik
Почитал я предыдущие споры.
Самому мне интересней 9-11 век Эпоха Викингов. Города Новгород и Ладога.
Не разделяя мнения на теории происхождения. В то время развитие как норман так и славня должно было на одном уровне.
Политика не так интересна так как нет доказательств. Вот что в походы одним гуртом ходили, никто не возразит.
А вот быт того времени мне интересней. И защитно-наступательное вооружение.
Особенно вопрос защиты кистей, сильно интересует многих людей. Ведь раскопанных на тот период нет.
Реланиум
А кого вы подразумеваете под "норманнами"?

Это сообщение отредактировал Реланиум - 03-05-2006 - 14:24
gotik
Немецкое Normann; по-древненорвежски Nordhmandhr, по-английски Norman - буквально "северный человек", "человек с севера" - народ скандинавского происхождения
Вот это.
Реланиум
Просто с этим понятием "норманны" тоже не все просто.
Под норманнами в разное время понимали либо разные этносы не обязательно скандинавского или германского происхождения, а вообще всех людей с севера, в том числе и аланов-иранцев, у которых германского этнического элемента не прослеживается.
В "Повести временных лет", например, под норманами подразумеваюцца исключительно.. норвежцы.

Историк А.Г. Кузьмин вообще предполагает, что Норманнский каганат 871 года - это государсвенное образование, созданное русами-аланами на острове Сааремаа в Балтийском море после их переселения с Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Русского каганата. То есть в данном случае норманны - это вообще НЕ скандинавы.

Это сообщение отредактировал Реланиум - 03-05-2006 - 14:23
...Эдельвейс...
Ну, что вы ругаетесь. Есть и существуют несколько теорий , и все имеют право на жизнь и имеют свои доказательства, как по раскопкам , так и по летописям!!!

1-я "Норманская теория":
Её крёстными отцами были немецкие учёные Г.З. Байер, Г. Ф. Миллер, утверждавшие , что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии - норманы, которых на Руси называли "варягами". (Ссылки - древняя русская летопись "Повести временных лет" монаха Нестора 862г.
Также на позициях норманизма стоял видный украинский историк Д. И. Дорошенко

2-я "Антинорманская" или ещё "автохтонна", "славянская" теория:
На её позициях стояли историки старой школы Н. Костомаров, В. Антонович, М. Грушевский, Д. Багалий, М. В. Ломоносов
Они усмотрели в варяжской версии намёк на ущербность славян, на их неспособность организовать самостоятельно своё государство.
Их аргументы таковы :
-Название "Русь" связанно не с Великим Новгородом или Ладогой на севере, а наличием в этом районе рек с названием Рось,Руса, Роставица.. Также в сирийской "Церковной истории" Ритора 555 г. упоминается народ "Hros" или "Русь", обитавший южнее Киева.
-В Скандинавии не обитали племена или народ с названием "РУСЬ".
-Исламский писатель Ибн-Хордадбег, писавший 840-860 годах, одназначно называет русов славянским племенем.

3-ий это компромисная теория, которая вбирает в себя , как часть норманской теории, так и часть славянской. В. О. Ключевский , Ефименко, Крипьякевич.
-
Реланиум
QUOTE (...Эдельвейс... @ 03.05.2006 - время: 15:26)
3-ий это компромисная теория, которая вбирает в себя , как часть норманской теории, так и часть славянской. В. О. Ключевский , Ефименко, Крипьякевич.

И в чем состоял компаромисс?
...Эдельвейс...
QUOTE (Реланиум @ 03.05.2006 - время: 15:29)
QUOTE (...Эдельвейс... @ 03.05.2006 - время: 15:26)
3-ий это компромисная теория, которая вбирает в себя , как часть норманской теории, так и часть славянской. В. О. Ключевский , Ефименко, Крипьякевич.

И в чем состоял компаромисс?

В. О. Ключевский , тоже сторонник смешанного происхождения, он считал , что наиболее ранней местной политической формой , образовавшейся на Руси около 9-го века был торговый округ, управляемый укреплённым городом, который вместе с тем служил и ремесленным средоточением для этого округа. Второй местной политической формой стали "Варяжские княжества". Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья сила - Великое княжество Киевское.

Так же есть у другие точки зрения, более революционные и поэтому многими не поддерживаемые .
По мнению профессора Гарвардского университета О. Прицака, автор шеститомного исследования "Происхождение Руси", это государство не было основано ни варягами , ни славянами. Оно представляло собой полиэтнический и многоязычный торговый союз, который в процессе установления своего контроля над торговыми путями между Балтийским, Средиземным и Каспийскими морями создал в Восточной Европе политическое объединение под названием "РУСЬ". Иными словами , "Русью" изначально именовалось не этническая сущность ( не племя или народ) , а особая подвижная социальная группа (корпорация) , состоявшая из профессиональных войнов-купцов.

Вот такие пироги!!
Реланиум
И как Прицака интересно объясняет происхождение слова "Русь" в этом случае?

Это сообщение отредактировал Реланиум - 03-05-2006 - 16:13
mike1984
QUOTE
Историк А.Г. Кузьмин вообще предполагает, что Норманнский каганат 871 года - это государсвенное образование, созданное русами-аланами на острове Сааремаа в Балтийском море после их переселения с Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Русского каганата. То есть в данном случае норманны - это вообще НЕ скандинавы.


1.Если Кузьмин действительно в это верит, то он такой же историк, как я вьетнамский летчик. НЕ было на Сааремаа никаких алан - нет ни письменных, ни археологических свидетельств.
2.Нужно различать что происхождение славян и возникновение древнерусского государства - две большие разницы, как говорят в Одессе. Это совершенно разные вопросы. А возникновение этнонима Рось-Русь-русы - третий вопрос. Не надо все валить в кучу.
3.Компомиссной теории происхождения древнерусского государства как таковой не существует. Точнее существут ряд теорий, не подпадающих под эти 2 крайности. Например, теория академика АН СССР Б.А. Рыбакова, который германские термины и имена из источников (например, ПВЛ, византийские хроники и жития святых) возводит к восточногерманским племенам. В Причерноморской степи и лесостепи в течение нескольких веков жили племена готов, герулов, гепидод, ругов. Именно ругов отождествляют с русами византийские и западноевропейские хроники (в частности, княгиню Ольгу и те, и другие упорно именуют "царицей ругов"). Но это совсем не исключает участие в сложении древнерусского государства (Киевского каганата, если хотите) и норманнов и роксаланов (жили по Северскому Донцу). Но все они к XI в окончательно растворились в славянском массиве. Династия Рюриковичей могла быть скандинавской, а могла и не быть - не принципиально. Все равно Киевский каганат возник минимум лет на 100-150 раньше.
QUOTE
В "Повести временных лет", например, под норманами подразумеваюцца исключительно.. норвежцы.

Это действительно так + исландцы, которые все равно в большинтве были выходцами из Норвегии.
Реланиум
QUOTE (mike1984 @ 03.05.2006 - время: 17:23)
1.Если Кузьмин действительно в это верит, то он такой же историк, как я вьетнамский летчик. НЕ было на Сааремаа никаких алан - нет ни письменных, ни археологических свидетельств.

Арабский географ Ибн-Русте в книге "Дорогие ценности" рассказывает об "Острове русов", правитель которых носил титул "кагана". Под описание острова из этой книги подходит остров Сааремаа. Доказательствами для такой теории стали нумезматические находки свидетельствующие о тесных связях Подонья с Прибалтикой, а также полные или частичные совпадения мифологии скандинавов и современных осетин, которые являются потомками древних аланов.
Хотя опять же я не историк, просто книги читаю, поэтому целиком понять что правдоподобно а что нет, мне еще несколько сложно.
QUOTE
2.Нужно различать что происхождение славян и возникновение древнерусского государства - две большие разницы, как говорят в Одессе. Это совершенно разные вопросы. А возникновение этнонима Рось-Русь-русы - третий вопрос. Не надо все валить в кучу.

Никто тут ничего в кучу не валит. Все все прекрасно понимают.

Это сообщение отредактировал Реланиум - 03-05-2006 - 17:03
igore
QUOTE (Реланиум @ 03.05.2006 - время: 14:10)
Под норманнами в разное время понимали либо разные этносы не обязательно скандинавского или германского происхождения, а вообще всех людей с севера, в том числе и аланов-иранцев,

Например?

QUOTE
Историк А. Г. Кузьмин вообще предполагает, что Норманнский каганат 871 года - это государственное образование, созданное русами-аланами на острове Сааремаа в Балтийском море после их переселения с Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Русского каганата.


Откуда ты это взял blink.gif ? Никогда не встречал у Кузьмина ничего подобного. Здесь, по-моему, вообще свалено в кучу сразу несколько моментов, которые у него действительно есть, но которые никогда не сводились вместе.

Во-первых, никакого Норманнского или Русского каганата, населенного норманнами, никогда не существовало. Это целиком и полностью выдумка Вернадского, основанная на весьма странном прочтении сообщения Бертинских анналов. А письмо императора Василия I 871 г. - штука вообще загадочная и еще не известно насколько добросовестно переведенная. Во всяком случае, я пока даже перевода самого письма нигде не видел, не говоря уж об оригинальном тексте. Хотя Кузьмин о нем действительно упоминал. А вот Вернадский, емнип, об этом письме вообще ничего не знал.

Во-вторых, никогда не встречал у Кузьмина упоминания о русах-аланах, тем более куда-то там переселявшиеся с Дона. Это опять же именно Вернадский, хотя и норманист, был зациклен на асах/росомонах и Подонье. Кузьмин же напротив скорее стремился свести происхождение этнонима «русь» к балтийским ругам/руйанам, и «осетинскую» версию Вернадского обходил стороной.

В-третьих, остров на Балтике мог упоминаться только всвязи с поисками пресловутого «острова русов» арабских авторов. Но Кузьмин обычно связывал этот остров с Рюгеном. Про ассоциацию с Сааремаа слышу впервые.

В четвертых, Кузьмин действительно указывал на то, что в некоторых средневековых источниках западноэстонские провинции Роталия и Вик назывались Рутенией. А это, в свою очередь, одно из наиболее распространенных европейских обозначений Руси/России, точнее земель, населенных русскими. Он же писал о «русских селах» в Вике и Латгалии, содержащих в своих названиях компонент «венд». А русские для эстонцев до сих остаются venё, если я не ошибаюсь в написании. Вот только о каких вендах здесь идет речь – выходцах из южной Балтики или из собственно русских земель – не известно. Наконец, он всегда обращал внимание на то, что древнерусский Полоцк в сагах называется Палтиской. Но город с таким названием существует до наших дней и в эстонской Роталии.

Однако, чтобы все это использовалось для сопоставления Сааремаа с «островом русов» blink.gif ? Никогда у него такого не читал. Откуда цитата?
igore
QUOTE (mike1984 @ 03.05.2006 - время: 16:23)
Если Кузьмин действительно в это верит, то он такой же историк, как я вьетнамский летчик. НЕ было на Сааремаа никаких алан - нет ни письменных, ни археологических свидетельств.

Кузьмин историк весьма интересный. Но вот про алан в Эстонии... Пока что я вообще ни на йоту не верю в то, что он вообще такое когда-либо утверждал. Балтийские руги/рутены/русы и венды – да, было. Хотя по мне русские в Эстонии и Латгалии скорее попали туда из Пскова и Полоцка соответственно. Но аланы... Ну не сторонник он аланской версии, не сторонник.

QUOTE
Именно ругов отождествляют с русами византийские и западноевропейские хроники (в частности, княгиню Ольгу и те, и другие упорно именуют "царицей ругов").


Ругами русских называют только западноевропейские источники (та же «Елена королева Ругов» из Продолжателя Регинона). Византийцы традиционно именовали их росами. Хотя в русских переводах почему-то часто меняют «росов» на «русов».
igore
QUOTE (Реланиум @ 03.05.2006 - время: 17:01)
Арабский географ Ибн-Русте в книге "Дорогие ценности" рассказывает об "Острове русов", правитель которых носил титул "кагана". Под описание острова из этой книги подходит остров Сааремаа. Доказательствами для такой теории стали нумезматические находки свидетельствующие о тесных связях Подонья с Прибалтикой, а также полные или частичные совпадения мифологии скандинавов и современных осетин, которые являются потомками древних аланов.

Клады на Сааремаа? Впервые слышу. Сокровищница Балтики - это Готланд.

Отождествление "острова русов" с Сааремаа - опять же для меня совершеннейшая новость. Никогда раньше не встречался с такой экзотической версией.

А упор на аланов, какие-то там совпадения мифологии скандинавов и осетин (каковых, в смысле совпадений, попросту нет) - это чистой воды "асолюбие" Вернадского. С какого перепугу сюда приплели Кузьмина?
mike1984
Сармато-аланских памятников в Прибалтике нет вообще. Нумизматические находки ни о чем в принципе не говорят, кроме того, что существовали торговые связи между регионами. Ведь это монеты римские, своей чеканки не было даже у хазар прилично позднее. Такие же клады, и в гораздо большем количестве, есть на островах Готланд и Рюген. Большинство современных исследователей, как российских, так и немецких отождествляют "остров русов" именно с о. Рюген. Более того, доказана миграция в первые века н.э. оттуда как раз готов и ругов и как раз в причерноморские степи. Место германцев на Рюгене заняли славяне. Одна из самых популярных теорий, начиная с Ломоносова, род Рюриковичей возводит именно к ним, славянам из Арконы. То есть контакты между германцами (не скандинавами) и аланами были, но в Подонье, а не в Прибалтике. Даже Тур Хейердал Асгард помещал на Северском Донце, а не на Сааремаа, и 2 года организовывал археологические экспедиции в Ростовской обл. для его поисков (к сожалению, смерть Хейердала поставила крест на этих исследованиях). Большую часть мифологических совпадений можно объяснить общим индоевропейским происхождением как скандинавов, так и алан. Еще одно обстоятельство: ко времени началов походов викигов (к.VIII в.) позднесарматскую культуру в Подонье уже довольно давно сменяют болгары, вытеснившие алан в Предкавказье и сами попавшие под власть сначала Тюркского, а затем Хазарского каганатов.
Реланиум
QUOTE (igore @ 03.05.2006 - время: 19:34)
Однако, чтобы все это использовалось для сопоставления Сааремаа с «островом русов» blink.gif ? Никогда у него такого не читал. Откуда цитата?

Привет!
Цитата не из книги самого Кузьмина, а работы г-на Перевезенцева "Смысл русской истории", в которой он просто рассказывает обо всех версиях.
Сейчас процитирую прямо как написано, может это поможет разобрацца:
"Размеры "Острова русов" - "три дня пути" - это около 100 километров. По мнению А.Г. Кузьмина, такой остров на Балтике существует - это нынешний Сааремаа. В эстонском языке это означает просто "островная земля". <...> Здесь - на острове и в соседних областях материка, Роталия и Вик, - и жили русы-аланы."
Так что он исключительно "перефразировал" Кузьмина.
QUOTE
А письмо императора Василия I 871 г. - штука вообще загадочная и еще не известно насколько добросовестно переведенная.

Да? Наверное все дело в этом. У Перевезенцева о существовании такого письма говориться, но его характеристика не приведена.
QUOTE
А упор на аланов, какие-то там совпадения мифологии скандинавов и осетин (каковых, в смысле совпадений, попросту нет) - это чистой воды "асолюбие" Вернадского. С какого перепугу сюда приплели Кузьмина?

Про совпадения мифологии даюцца ссылки на француза Ж.Дюмезиля.
igore
QUOTE (Реланиум @ 03.05.2006 - время: 20:17)
Цитата не из книги самого Кузьмина, а работы г-на Перевезенцева "Смысл русской истории", в которой он просто рассказывает обо всех версиях.

Издательство «Вече»? Уже весело.

QUOTE
Сейчас процитирую прямо как написано, может это поможет разобрацца:
"Размеры "Острова русов" - "три дня пути" - это около 100 километров. По мнению А.Г. Кузьмина, такой остров на Балтике существует - это нынешний Сааремаа. В эстонском языке это означает просто "островная земля". <...> Здесь - на острове и в соседних областях материка, Роталия и Вик, - и жили русы-аланы."
Так что он исключительно "перефразировал" Кузьмина.


Судя по всему, он исключительно вольно перефразировал Кузьмина. Про Сааремаа впервые слышу. Про русов-аланов – вообще нонсенс. Не мог он подобного утверждать. Физически не мог. Он всегда и все сводил к ругам и Рюгену. И Русь на Балтике, и русские села в Роталии, и Русь в Тюрингии и Подунавье, и даже поднепровскую Русь. Он последовательно проводил одну и ту же идею – этноним «русь» восходит к славянизированным ругам/руйянам Балтики. А под «островом русов» подразумевал именно Рюген. В крайнем случая, понимая, что точной идентификации мифического острова все равно быть не может, напоминал, что арабы могли подразумевать под понятием «остров» и просто некую обособленную территорию, а вовсе не... часть суши, со всех сторон окруженную водой )) Тем более, что «остров русов» по ибн-Русте окружен отнюдь не морем, а болотом.
Аланскую версию Вернадского он никогда не разделял. О росомонах и роксаланах Кузьмин писал лишь потому, что считал византийскую традицию обозначения русов как «росов», а Руси как Росии, восходящей именно к этим иранским племенам. Но при этом он оставался твердым сторонником балтийского происхождения руси. Ни о каких русах-аланах, тем более за каким-то чертом попершихся с Дона на Балтику, он не мог писать в принципе. Наоборот – с Балтики на Дон – пожалуйста. Он, собственно, тем и занимался, что охотился за ругами/русами по всей северной, центральной и восточной Европе, от Рюгена до Дуная, и от Тюрингии до Киева, от ирландских саг до папских булл, и от «Датской истории» Грамматика до восточных авторов.

Но аланы... на Сааремаа... это само по себе дичь. Для Кузьмина тем более. Его конек – это руги, ирландские проповедники с их православием, Подунавье. Аланы его совершенно не интересовали. А для Роталии и Вика, и вообще Прибалтики, он открытым текстом писал о ругах, переселенцах с Рюгена, покидавших родину под натиском датчан.

Либо Перевезенцев врет, либо...

Кстати, а что там написано до этой цитаты? Может в предыдущих абзацах автор как раз затрагивает аланскую версию происхождения руси. И, переходя к балтийской версии Кузьмина, ошибочно распространяет и на его «русов» те же представления? Может, Перевезенцев просто не в курсе, что Кузьмин придерживался диаметрально противоположной точки зрения?

QUOTE
У Перевезенцева о существовании такого письма говориться, но его характеристика не приведена.


Характеристика сводится к тому, что письмо датируется 871 г., было написано византийским императором Василием I германскому императору Людовику II, как раз незадолго перед этим принявшему императорский титул. В письме Василий рассказывает своему коллеге о том, что титул «кагана», равный титулу короля, должен применяться по отношению к четырем народам: аварам, хазарам, болгарам и норманнам. Все. Больше ничего я об этом письме не знаю.
Судя по всему, оно было написано на греческом, затем переведено на латынь – язык делопроизводства Священной Римской империи, и, вероятно, на латыни оно и дошло до наших дней. Но как? В каких списках? Насколько оно подлинно? Кем и когда переводилось? Насколько точен перевод упоминания «норманнов»? Не знаю. Даже такой норманист как Вернадский в середине XX в. ничего об этом письме еще не знал. Во всяком случае, я не нашел у него упоминания подобного документа. У антинорманистов того же времени – тоже. То есть даже не ясно, когда именно и кем это письмо было введено в оборот. И где его текст? Желательно на латыни, а то переводчики иногда такого напереводят...
Одни вопросы.

QUOTE
Про совпадения мифологии даюцца ссылки на француза Ж.Дюмезиля.


Опять же – почему такой норманист и исключительный любитель везде и всюду совать своих асов, как Георгий Владимирович Вернадский, ничего не знал о параллелях скандинавской и осетинской мифологии, ограничившись сомнительными филологическими экзерсисами? Да и то он как-то больше сравнивал осетинский с венгерским, а не со шведским.
Да и какие там могут быть совпадения? Читал я в детстве осетинские сказки. Дракона Савмата, напоминающего сарматов, помню. А вот осетинских троллей, йоттунов, двергов или альвов – хоть убей не припомню.


P.S.: с десятью тысячами.
Сумасшедший
QUOTE (FormatС)
Не совсем понятно, что ты имеешь в виду под словами "если бы они и далее продолжали свою деятельность": нескончаемые набеги на Византию, которые вел Святослав Игоревич?
Hабеги на более развитых в культурном и экономическом плане соседей не ведут к процветаю нации, а наоборот приближают ее упадок?


Хотел сказать - Святослав послужил Руси как правитель весьма и весьма...
Его главная заслуга - он дал понять соседям, што Русь - сильна, и никто не смеет давить на
Киев, стараясь подчинить его себе... Святослав укрепил авторитет Руси как суверенного государства

igore
Как Владимир Святой мог принять титул Кагана - титул, который носил поганый бусурман -
Хаган Хозарского Каганата


QUOTE (igore)
"А почему они должны были им владеть? Крымские татары в том же XVI веке предпочитали лук,
а не ружье, хотя их сюзерен – турецкий султан – мог без труда обеспечить своих вассалов
сотнями тысяч отличных мушкетов. Но они все равно продолжали пользоваться луками."

Ответ
Опять вымысел...
В морской битве при Лепанто в 1571, последней крупной битве
гребного флота, когда решалась судьба Средиземноморья, когда сошлись османы и Священная
Католическая Лига лищь небольшая часть османов имела огнестрельное оружие, в отличие
от христиан... Да оно было весьма устаревшим...

Неужели Султан Порты был настолько глуп, што мог одарить Крым еще в XVI веке Сотнями
Тысяч Отличных Мушкетовwink.gif, а сам своих солдат не вооружил ими?

igore, уважайте Султана...wink.gifwink.gifwink.gif



Модераторы, извиняюсь за изрядную долю офф-топа:)
igore
QUOTE (Сумасшедший @ 14.05.2006 - время: 05:44)
igore
Как Владимир Святой мог принять титул Кагана - титул, который носил поганый бусурман -
Хаган Хозарского Каганата

Господи, какой же ты дремучий невежда lol.gif . Об Илларионе и Иакове Мнихе ты, конечно же, никогда ничего не слышал. О восточных авторах, фиксирующих титул кагана для Руси, тем более. Не говоря уж о граффити Софийского собора в столице твоей собственный страны... Нда. Показательно.

О том, что обозначение бусурман было применительно только к мусульманам, а каган Итиля был иудеем, ты опять же не знал?

Про огнестрельное оружие у турок тем более. Ни о янычарах ты не в курсе, ни об участии турецких янычар и турецкой же артиллерии в походах крымского хана против России во время Ливонской войны, ты не знаешь и знать не хочешь. Но лезешь туда, где ни черта не смыслишь.
Сумасшедший
igore
Один ты в курсе... И с янычарами свинину ел, и водку пил, и из турецкого мушкета с пометкой "Made in Diyarbakir (Turkey)"
стрелял... lol.gif lol.gif lol.gif

На Руси слово "поганый" не всегда было оскорблением - ведь приходилось общаться и с язычниками - половцами, и с торками...
И слово "бусурман" не всегда было оскорбительным - но нехристиан называли так...


poster_stupid.gif
igore
QUOTE (Сумасшедший @ 20.05.2006 - время: 02:22)
igore
Один ты в курсе...

Ну почему же я один? Скорее наоборот – это ты один не в курсе использования титулатуры «каган» русами IX века и применительно к некоторым русскими князьям XI-XII вв. Ну не знаешь ты этого, что поделаешь. Однако же берешься что-то там заявлять, расписываясь в собственном незнании и ставя себя в глупое положение.

Кстати, Иакова Мниха я тут упомянул зря, там о самодержце было, а не о кагане. Ошибка, вызванная спешкой и параллельным спором. Но ты даже этой ошибки не заметил. Показательно для твоих познаний.

А насчет янычар. Ну опять же – не знаешь ты ни черта об участии Турции в русско-крымских войнах XVI в. Вот только не стоит пытаться компенсировать отсутствие знаний неуклюжими шутками – ситуации это не спасает. Умнее было бы признаться – да, не знаю. И все. Но тебе ведь до этого никогда не додуматься, да?

QUOTE
На Руси слово "поганый" не всегда было оскорблением - ведь приходилось общаться и с язычниками - половцами, и с торками...


Слово «поганые» было не оскорбительным, а несло негативный оттенок, пренебрежение и отторжение. Торки (гузы), как и берендеи (баяндеры), ковуи, тулпеи, каепичи и другие федераты именовались «своими погаными».

QUOTE
И слово "бусурман" не всегда было оскорбительным - но нехристиан называли так...


Бусурманами называли исключительно мусульман, а вовсе не всех нехристиан. Нехристиан и немусульман называли как раз погаными. И ничего позитивного в обозначении «бусурмане» никогда не было – это чисто негативное определение. Более нейтральным применительно к мусульманам было – измаильтяне.
чи100тип
Разомнемся, господа. Вообще полемика крайне занимательна, читал с удовольствием.
Так вот, насчет кагана спорить смысла мало - арабы соврать не дают. Насчет "поганых бусурман", если не ошибаюсь, таковыми любимый igore Нестор(буде предположить на минуту бытие этого "историка") именовал купно все ближнее окружение, в т.ч. и куманов, которые "иже рекомые половцы", коих нынешние нудные историки упорно подозревают в исповедывании несторианского христианства. Что касаемо хазар, вот вопрос - igore никак авторитетный специалист пол хазарскому вопросу? Пардон за каламбур.
Нет, я, конечно, далек от вопроизведений художественного вторчества г-на Павича, но таки давайте признаем честно, что от хазар нам осталось почти что исключительно название. Исповедывание иудаизма - не более чем версия, и еще большой такой вопрос - с какого года.
По варягам единственно - их связь с норманнами никем никогда не доказана. Даже лингвестически считать скандинавскими именами погонялы типа Рюрик, Трувор, Синеус и т.д. смешно.

mike1984
QUOTE
в т.ч. и куманов, которые "иже рекомые половцы", коих нынешние нудные историки упорно подозревают в исповедывании несторианского христианства.

Можешь назвать этих нудных упорных "историков"?
Конечно, нельзя исключать, что какое-то количество половцев, очень небольшое, исповедовало христианство (причем православное, а отнюдь не несторианское). Но могил с исламскими элементами у половцев гораздо больше (и те появляются в основном уже в период монголо-татарского завоевания). Несториане были среди монголов в довольно большом количестве (в основном концентрировались в улусе хана Сартака), хотя опять же, далеко не подавляющем, и даже не доминирующем. Половцы здесь абсолютно не при чем.
А-Лама
Н-да, хотела поучаствовать в обсуждении, как никак работу накропала по этой теме и на конференции международной в свое время представила ...
но ... с такими "уважающими" друг друга и совсем ни разу не агрессивными собеседниками чего-то перехотелось.
чи100тип
to mike1984
Во-первых, почему именно православные, если все же "нельзя исключать"?
С уважением, не понял фразы по захоронениям. По смыслу ее звучания, получается, что христианские могилы у половцев были? А исламские появляются позднее? Ну так написано у Вас, черным по белому.
"Но могил с исламскими элементами у половцев гораздо больше (и те появляются в основном уже в период монголо-татарского завоевания."
Возможно, Вы не то совсем хотели сказать, тогда уточните, а то нет смысла обсуждать, если каждый о своем.

to А-Лама
Насколько я понимаю, плебесцит происходит во вполне парламентарной форме, я бы даже сказал - теплой дружественной обстановке. По сравнению с ранними прецедентами.


mike1984
2 чи100тип
У меня действительно получилась довольно расплывчатая формулировка, согласен.
Вот что я имел в виду. Половецких захоронений в южнорусских степях уже изучен достаточно большой объем, позволяющий делать выводы о характере погребального обряда. Так вот, это обряд однозначно не христианский. Здесь даже нет мало-мальского христианского влияния, в отличие от исламского (но это, повторюсь, массово появилось уже в ордынскую эпоху, в правление Узбека, и носило характер двоеверия). Массив известных нам половецких погребальных памятников говорит о том, что подавляющая часть кипчаков исповедовала традиционные верования, не очмечено следов даже христианско-языческого двоеверия). Таким образом, среди пришедшего к границам Руси населения христиан не было. Не было и массового крещения. Я думаю, практически все зафиксированнные случаи крещения половцев носили чисто политический, поверхностно-декларативный характер, не отразившийся в обряде. Те немногие половцы, которые действительно принимали православие, выпадали из своего этнического поля и ассимилировались с соответствующим "приемным" этносом.
чи100тип
Спасибо за ответ. То есть, как я понял, ваше высказывание состоит в следующем: принято считать, исходя из характера ракопок могил, что до Узбека, привнесшего ислам, у половцев не было иной религии кроме языческой. Не стану даже пытаться усрмниться в Вашей компетенции, поскольку археология здесь практически равна статистики.
С другой стороны, не могу не указать вот на что. Говоря о христианстве, в данном случае - в контексте половцев, Вы рассматриваете исключительно традиционные формы исповедания, в основном православие. Например, вот Вы говорите "Те немногие половцы, которые действительно принимали православие, выпадали из своего этнического поля и ассимилировались с соответствующим "приемным" этносом." Сразу подчеркну, изначально о православии речи не было. Я говорил о так назыаемых ересях, которые креста не признавали. Тут вопрос к Вам специалисту: имели место браки руссских, в т.ч. - русской знати, в т.ч. - русских князей с половцами? И если имели, как сие объяснить, поскольку, если правильно помню, хотя могу и ошибаться, с мусульманами в браки русские не вступали принципиально.
Вопрос, опять же, был о термине "поганые" и его религиозный смысл.
mike1984
Первые свидетельства о попытках проповедовать христианство кипчакам можно найти в житии Григориса (армянский епископ, монофизит), написанное Фавстом Бузандом в V в. о событиях начала IV в. В источнике немало спорных мест, но оттуда можно вынести следующее: 1) кипчаки не называются в нем христианами, даже еретиками, а миссия Григориса закончилась его мученической смертью; 2) отмечается, что у кипчаков была вера в единого бога, а также легенда о Георгии-Победоносце. Тут дело, видимо, не в том, что культ Тенгри был принят за наличие у кипчаков монотеистической, близкой христианству религии (тем более, что крест у евразийских степных племен имел сакральное значение еще до знакомства их с христианством). Несторианские следы на Алтае и в Синьцзяне известны не ранее VII-VIII в. (по крайней мере, тогда они были вынуждены бежать из Ирана и Сунского Китая), но не в зоне тогдашнего расселения куманов (бассейн Иртыша и оз. Тенгиз) (по крайней мере, я знаю только об остатках двух предположительно несторианских храмов на территории Тувы и Бурятии, возможно, еще они найдены во Внутренней Монголии, но я не могу знать всего :((() Крупные несторианские общины объединяли, как правило, оседлое население (Куч, Карашар и Турфан).
QUOTE
имели место браки руссских, в т.ч. - русской знати, в т.ч. - русских князей с половцами? И если имели, как сие объяснить, поскольку, если правильно помню, хотя могу и ошибаться, с мусульманами в браки русские не вступали принципиально.

Браки, разумеется, имели место быть. Пример: зимой 1107 г. Владимир Мономах и Олег Святославич съездили к хану Аепе и, заключив с ним мир, породнились, женив своих сынове Юрия (будущего Долгорукого) и Святослава на его дочерях. А в 1109 г. война возобновилась, причем по инициативе князей.
Что касается браков с мусульманами, то они появились c XVI в. Но обязательным их условием было крещение. Впрочем, как и в случае с половцами. Вообще, мне кажется, здесь вопрос лежит в цивилизационной плоскости, а однозначного объяснения особенностей межцивилизационых отношений и их причин пока нет.
Кстати, есть статья Л.Н. Гумилева "Несторианство и Древняя Русь"//Доклады ГО СССР: отделение этнографии" - Л., 1967, вып. 5. К сожалению, в полном виде мне она не знакома, но, может ее еще где-нибудь можно найти?
igore
QUOTE (mike1984 @ 01.06.2006 - время: 18:42)
Кстати, есть статья Л.Н. Гумилева "Несторианство и Древняя Русь"//Доклады ГО СССР: отделение этнографии" - Л., 1967, вып. 5. К сожалению, в полном виде мне она не знакома, но, может ее еще где-нибудь можно найти?
igore
QUOTE (чи100тип @ 29.05.2006 - время: 09:55)
Насчет "поганых бусурман", если не ошибаюсь, таковыми любимый igore Нестор(буде предположить на минуту бытие этого "историка") именовал купно все ближнее окружение

Во-первых, выражение «поганые бусурмане» мне как-то особо не встречалось. Еще раз напомню, что поганые – это язычники. А бусурмане – мусульмане. Обобщенное значение чего-то враждебного слово «бусурмане» приобрело много позже, после того, как соседство с мусульманской Золотой Ордой и ее наследниками стало объективной и весьма болезненной реальностью. А это уже времена Московской Руси. Употребление же слова «поганые» к тому времени было уже весьма редким, так как и сами язычники среди соседей практически сошли на нет. То есть это не только различные понятия, но и к тому же имевшие преимущественное распространение в различные эпохи.

Во-вторых, нравится это вам или не нравится, но Нестор был. Строго говоря, их было двое. Два разных человека, современники, хотя они и относились к разным поколениям, оба были иноками Печерского монастыря, и оба носили в монашестве имя Нестор. Один стал автором ПВЛ, второй – автором житий Феодосия, и Бориса и Глеба.

QUOTE
куманов, которые "иже рекомые половцы", коих нынешние нудные историки упорно подозревают в исповедывании несторианского христианства.


Имена «нудных историков» вы все же не назвали. Наверное, не хотелось называть господина Мурада Аджи.

QUOTE
Что касаемо хазар, вот вопрос - igore никак авторитетный специалист пол хазарскому вопросу? Пардон за каламбур.


Пардон, но igore нигде и никогда не называл себя «авторитетным специалистом по хазарам». Когда кажется, креститься надо. Да и никакого отношения к данной теме хазары не имеют.

QUOTE
Исповедывание иудаизма - не более чем версия, и еще большой такой вопрос - с какого года.


Ну да, конечно, а Артамонов и Плетнева просто так бумагу марали...

QUOTE
По варягам единственно - их связь с норманнами никем никогда не доказана. Даже лингвестически считать скандинавскими именами погонялы типа Рюрик, Трувор, Синеус и т.д. смешно.


Единственное с чем могу полностью согласиться.
вовочка45
Вопрос происхождения славян очень сложный.
Но при разных толкованиях одних и тех же событий, я думаю, все же стоит выразить огромную благодарность гуннам.
Это благодаря нашествию гуннов «освободилась» земля от разных народов и племен, освобожденную землю и заняли славяне.
В жизни очень часто бывает, что горе одних вызывает счастье у других народов. В истории со славянами так и произошло.
Славяне выжили во времена гуннского погрома только потому, что оказались никому не нужны.
Их незачем было грабить, потому что у славян почти нечего было взять кочевнику. Разве, что скот угнать или порезать. Гнать на рынок рабов – некуда. У самих гуннов этого рынка не было, а до европейского рынка еще не добрались, да и не за тем они шли в Европу. Самим гуннам крестьянин-земледелец не был нужен- они еще были кочевниками.
Скорее, они захватили бы ремесленника, и наверняка захватывали.
А как итог славянин-крестьянин, хоть и обобранный, и побитый, остался жив.
А именно это и главное!!!!
Ведь оседлый земледелец-скотовод поразительно живуч, потому что самодостаточен. Если у него останется хотя бы пара мешков зерна – он выживет. Все что ему необходимо для хозяйства, он в конечном итоге сделает сам. Особенно если, уцелела семья и хоть какой-то соседский коллектив.
Вся эта кочевая масса – гунны, аланы, Угры – и побитая или вытолкнутая со своих мест воинская масса готов и прочих народностей двинулась дальше в Европу.
В степях Причерноморья остались только гунны-акациры. А северной лесостепи и в лесу остались те кто вроде бы никому не нужен. И вся масса бедных крестьян-славян начала активно «плодиться – размножаться» и в силу этого активно расползаться по Европе во всех направлениях. И в результате к 7 веку славяне заняли пространства, площадь которых сопоставима разве что с площадью занятой кельтами в период их активной экспансии, или с площадью сармат-кочевников в период их рассвета!

Так что повторюсь, спасибо гуннам за расчистку жизненного пространства для славян!
Иногда лучше быть бедным и больным, чем богатым и здоровым!

Это сообщение отредактировал вовочка45 - 20-06-2006 - 02:43
igore
QUOTE (вовочка45 @ 20.06.2006 - время: 02:42)
Это благодаря нашествию гуннов «освободилась» земля от разных народов и племен, освобожденную землю и заняли славяне.

Упс! А историки и не догадывались, что населенные в то время балтами и финно-уграми территории современной европейской части России тоже подверглись гуннскому нашествию biggrin.gif. Историки наивно полагали, что гунны прошлись много южнее и западнее территорий, заселенных в V-VII вв. славянами и ставших базой для формирования восточно и западнославянских групп. Есть, правда, еще Балканы, подвергшиеся отдельным набегам гуннов, а в VI в. ставшие объектом славянской колонизации. Но утверждение о том, что Балканы после этих набегов запустели – это новое слово в исторической науке ))

QUOTE
Славяне выжили во времена гуннского погрома только потому, что оказались никому не нужны.


Странно. У историков почему-то принято считать, что славяне не только были кое-кому (да хоть тем же гуннам) нужны в ту эпоху, но и принимали самое непосредственное участие в гуннской конфедерации. В языке гуннов даже были славянские слова и термины.

Хотя куда там историкам до столь блестящих знатоков эпох Петра и Аттилы, которые ставят готов в один ряд с гунами, и легко скачут от времен Аттилы к временам Алмуша ))
вовочка45
Для начала я хотел бы, чтобы Вы подтвердили свое утверждение, что «…в языке гуннов даже были славянские слова и термины…».
И, разумеется, из исторических свидетельств, то есть из письменных источников.
Вот я и прошу Вас, будьте так любезны, предоставить письменные источники гуннов. Знаете, так иногда хочется почитать первоисточники. Надеюсь, вы удовлетворите мою маленькую прихоть.
Я жду от вас тексты, написанные рукой гунна на своем языке с вкраплениями славянских слов и терминов.
igore
Друг мой, не надо фантазий. О каких-либо письменных источниках гуннов я нигде не обмолвился и словом. Ибо их не существует и никогда не существовало. Но определенные сведения о гуннском языке у нас таки имеются – отдельные слова, топонимы, личные имена, упоминаемые в сообщениях римских и греческих авторов. Свидетельством о гуннском языке считаются так же и некоторые слова, восходящие к монгольским языкам, до сих пор сохранившиеся в европейских языках. Так французское armee (армия, войско) возводят к монгольскому «урма», «урмас» (сила, храбрость). Слово brigade (бригада) напоминает «бриге» (соединение). Soldat (солдат), вероятно, образовано из двух монгольских корней - «сульде» (значок военноначальника) и «атык» (воин). В глаголе guerroyer (воевать) звучит монгольское «киараху» (убивать, проливать кровь). Это что касается гуннского наследия в Европе.

Что же до славянизмов в гуннской среде, то я даже и не думал, что мне придется напоминать человеку, первому заговорившему о гуннах, такой старый пример, как отчет о посольстве Приска Панийского, в котором звучат такие «гуннские» слова как «медос» (в значении хмельного напитка) и «страва» (в значении «яства», «кушанья»). Думаю, на славянское происхождение этих слов указывать не стоит? На это обратили внимание еще в позапрошлом веке.
Есть свидетельства, касающиеся именослова. Так вождь гуннов Баламбер, возглавлявший племя еще до вторжения в Центральную Европу, носил имя, являющееся вариацией славянского имени Велемир.
Отца Аттилы звали Мундзук, что напоминает имена славянских вождей Мусокия и Маджака, под которыми, скорее всего понимается имя Мешко/Мешек – сокращенная форма имени Мечислав или Мезамир.
Брат Аттилы носил имя Бледа. И это имя в форме Блуд/Блюд мы встречаем позже в русском именослове.

Наконец, есть «Гетика» Иордана, в которой рассказывается об обстоятельствах гибели «державы Германариха», разгромленной гуннами Баламбера и славянским племенным союзом антов.

Да и труднова-то говорить о том, что гунны что-то там расчистили для славян, если славяне к тому времени уже во всю соседствовали с империей и даже служили в рядах ее армии. Вспомните Анагаста, заместителя командующего фракийской армией Восточноримской империи, разгромившего в 468 г. орду Денгизиха, сына Аттилы.

Страницы: 12[3]45678910

Разговоры об истории -> История древних славян





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Проститутки-индивидуалки Москва