Crazy Ivan | ||||
Багрянцев Владимир Тихонович. Пару слов о нем. Когда я пришел курсантом на практику, я попал в экипаж, где он был старпомом. Багрянцев был жесток и справедлив. Рост его внушал доверие, а низкий голос на вызывал сомнений в правильности его слов. Он не был солдафоном, но был реальным человеком, экипаж тот был за ним как за каменной стеной. После репортажей по НТВ меня приятно поразила стойкость и сдержанность жены Владимира Тихоновича. Она не метала истерики, не кидалась срывать погоны с Куроедова. Она была жена офицера-подводника и стойко перенесла свалившуюся на ее плечи трагедию. Владимир Тихонович коллекционировал значки флотской тематики и у него в коллекции остался подаренный мной значок 40 лет ВВМУПП им.Ленинского комсомола. Я горжусь тем, что знал этого человека. Светлая память Вам, Владимир Тихонович. Это сообщение отредактировал Crazy Ivan - 22-08-2007 - 02:20 |
||||
Crazy Ivan | ||||
Марат Байгарин. В военно-морских училищах практикуется назначать младшими командирами курсантов со старших курсов. Я, учась на третьем курсе, был командиром отделения второкурсников, а заместителем командира роты у нас был Марат Байгарин с 4-го курса. В училище он мне казался очень высокомерным. Он не допускал панибратства, к нему на хромой блохе не подьедешь. В общем-то, таким и запомнился. На флоте я его не встречал, он был в Видяево, а я в Западной Лице. Курсантом он был граммотным, но с вопросами по специальности я не рисковал тогда к нему подходить. Имел от него взыскания, всякое в жизни бывает. Светлая память тебе, Марат. | ||||
Ли Си Цын | ||||
Иван, у меня чисто технический вопрос. Если это возможно. Насколько я понимаю, основная версия, - это взрыв торпеды, который вызвал детонацию еще нескольких торпед. Что надо было сделать с торпедой в той ситуации, чтобы она взорвалась?! И кто конкретно операцию, которая могла привести к этому, должен был выполнять из экипажа? |
||||
JFK2006 | ||||
Открыть внешнюю крышку торпедного аппарата, чтобы залить протекающую торпеду забортной водой... |
||||
Crazy Ivan | ||||
Командир БЧ-3 по штатному расписанию находится в центральном посту. ВРИО Флагмина Марат Байгарин, тоже в прошлом командир БЧ-3, находившияся во время всех стрельб в центральном посту и на этом проекте никогда не принимал непосредственное участие в окончательном приготовлении торпед. Вряд ли он здесь полез бы откручивать зажигалки торпед. Все действия с торпедами проводили старшина команды торпедистов и техник торпедист. (Хреново сейчас себя чувствую, температура, перемена климата. Допишу позже, прошу меня извинить) |
||||
Crazy Ivan | ||||
Так вот, факт того что перед стрельбой что-то в торпедном отсеке случилось, из-за чего лодка выстрелить не могла и дала радио об этом на корабль, случившийся. Предположим что им необходимо было в море вытащить перекисную торпеду из одного неисправного аппарата и загрузить ее в исправный. Время мало, корабли уже выходят из полигона. По всем правилам, перед отстыковкой системы контроля и дегазации, необходимо стравить давление из резервуара перекиси. У меня эта процедура заняла бы минут двадцать. Надо отдраить горловину (не крышку) на торпедном аппарате, открутить пробку горловины стравливания давления, приготовить набор, имеющий внешнее сходство с медицинской капельницей, вкрутить спецключь в горловину сброса давления и медленно поворачивая его, стравливать давление через капельницу в спецкружку с водой. При этои вода бурлит, как при курении кальяна. Кран надо постоянно подкручивать, что бы через трубку шел газ, а не хлестала перекись. После этой процедуры у меня всегда были обожжены перекисью руки и испорчена роба. Ожог заживает сутки. Возможно торпедисты решили для скорости не делать эту операцию, а вытянуть торпеду и быстро перезарядить в другой аппарат. Тогда ини отсоединили только трубку отрывного шланга и в процессе вытягивания торпеды из этой трубки стала хлестать перекись, которая попала на направляющие торпедного аппарата, смазанные АМСом. Возник пожар и рванул баллон с перекисью. Уже от этого всех размажет по переборкам. Боевое зарядное отделение при этом рванет в том случае, если унифицированное запальное устройство было неправильно собрано. Но в учебной торпеде взрывчатки нет. Значит могла рвануть соседняя. Мог сдетонировать капсуль-воспламенитель, затем капсуль-детонатор, затем запальный стакан и непосредственно от него, сам фугас. |
||||
Crazy Ivan | ||||
Возможно я и неправ. Я вживую не видел автоматизированную систему контроля и описал то, что делал с ручной. Возможно конструктивные особенности торпед приготовленных для автиматизированных систем, имеют слабые звенья. Вообще, преступник тот, кто принял на вооружение такую систему. Нельзя этот процесс доверять автоматике. | ||||
JFK2006 | ||||
В момент взрыва торпедный аппарат был закрыт, но кремальерное кольцо не было повёрнуто до конца. |
||||
Ли Си Цын | ||||
Извините, я как говорится не специалист, но как они могли внешнюю крышку открывать, если кремальерное кольцо было не повернуто до конца?! Разве в этом случае обеспечена герметичность? Второе маленькое замечание... ИМХО если взрыв произошел в торпедном аппарате при открытой внешней крышке, то разве в этом случае торпеда не должна была бы быть вытолкнута вперед? Простейшая внутренняя баллистика вроде как получается... Т. е. разрушения должны быть, но скорее как раз внешней крышки торпедного аппарата и легкого корпуса в районе этого торпедного аппарата... |
||||
JFK2006 | ||||
Внешняя крышка торпедного аппарата была закрыта. В противном случае взрыва бы не произошло, т.к. перекись водорода была бы смыта и не воспламенилась. Речь идёт о внутренней крышке. Она была закрыта, но кремальера не доходила до крайнего положения 7 градусов, если память не изменяет. "12 августа в 11 часов 28 минут на "Курске", утверждается в акте правительственной комиссии, взорвалась та самая произведенная в Казахстане практическая перекисно-водородная торпеда калибра 650 мм с заводским N 1336А ПВ. Взорвалась она в трубе торпедного аппарата N 4, куда была загружена для подготовки к выстрелу утром того же дня. И с этим резюме следствие соглашается. Хотя в деталях, оценке причин и в системе аргументации позиции расходятся. Так, например, в акте правительственной комиссии утверждается, что "взрыв компонентов топлива практической торпеды в трубе торпедного аппарата N 4 вызван возникновением протечек пероксида водорода ПВ-85 из резервуара окислителя торпеды через неплотности сварных швов или уплотнительных прокладок и возгоранием неметаллических материалов в кольцевом зазоре торпедного аппарата". А в заключении комплексной комиссионной взрывотехнической экспертизы, проведенной в Институте криминалистики Федеральной службы безопасности РФ, к которому апеллирует следствие, о том же самом сказано куда более обтекаемо и неопределенно. Цитируем: "Центр взрыва, повлекшего первичные разрушения конструкции АПРК "Курск", находился в межбортном пространстве и локализован в месте расположения практической перекисной торпеды... Причиной взрыва не явилось внешнее воздействие на конструкцию практической торпеды калибра 650 мм N 1336А ПВ, находившейся внутри торпедного аппарата, инородных тел, расположенных вне легкого корпуса лодки, или взрыва мины. Конкретизировать механизм возникновения очага первичного импульса не представляется возможным..." Здесьво многом цитируются выводы следствия. |
||||
Crazy Ivan | ||||
Если задняя крышка закрывалась вручную, а не гидравликой, ее вполне могли недожать. В любом случае с неполностью задраенной кремальерой, блокировка не даст открыть переднюю крышку. |
||||
JFK2006 | ||||
Высказывалась версия, что могли открывать заднюю крышку для визуального контроля... |
||||
Crazy Ivan | ||||
Для визуального контроля чего? Окислитель через заднюю крышку не проконтролировать. В регламентных работах есть пункт, обязывающий периодически проворачивать вручную гребные винты торпеды, рули и элероны. Только для этого необходимо открывать заднюю крышку торпедного аппарата. Но открывать ее намного удобнее гидравликой, чем тяжелым рОзмахом. А гидравлика задраивает кремальеры до конца. |
||||
JFK2006 | ||||
Именно утечки окислителя, если ничего не путаю. Время много прошло, забывать стал... В принципе, кое-что всё-таки можно было бы увидеть - перекись при утечке стала бы "парить". |
||||
Crazy Ivan | ||||
Перекись вытекает где-то в середине торпеды. Торпеда длиной, если не забыл, где-то 11 метров. Через заднюю крышку видно только заднюю конусную часть кормового отделения торпеды. Для контроля окислителя на торпедном аппарате предусмотрена специальная горловина. Это я про 671РТМ проект говорю, как обстоит дело на "батоне" не в курсе. И в случае вытекания перекиси в торпедном аппарате инструкция обязывает немедленно заполнить кольцевой зазор водой и выстрелить торпеду с закрытым запирающим краном на потопление. А перекись вовсе не парит. У меня на стеллаже вытекала перекись. Она вытекает тонкой струйкой из горловины дегазатора, стекает на промасленную палубу, мгновенно загорается и синее пламя поднимается вплоть до горловины по струйке перекиси. Ни парения, ни шума, все тихо. |
||||
Эмир | ||||
Да уж,сколько людей столько и версий.. слышал о возможном испытании неких новых торпед.. или взрыв реактора.. или ошибка экипажа.. Недавно вот слышал что: возможно Курск был кем-то атакован ![]() ![]() |
||||
CryKitten | ||||
Про "испытания торпед" - это французы расстарались. "Курск: субмарина в мутной воде". Фильм такой. "Запрещённый в России"(тм). В е-муле находится на раз, уже переведённый :-) |
||||
Crazy Ivan | ||||
Да, видел я этот фильм. Там муссируется мысль что стрелять Курск должен был Шквалом, и по результатам стрельб должны были продать партию Шквалов китайцам. Бред полнейший. Шквалов на Курске не было, это раз. Шквалы отстреливают в совершенно другом полигоне (в каком не скажу) и не по живой целе, а по скале мыса Пикшуев, это два. (Шквал даже учебный может запросто пробить борт корабля и влететь внутрь). И в третьих, Шквал у нас на вооружении с 1975 года. Эта ракета-торпеда уникальная по своей конструкции, но слабая по ТТД. В морском бою, особенно в локальных конфликтах ей трудно найти применение, это четыре. Обо всем этом я узнал из школьного сочинения девятиклассника Дениски ![]() Это сообщение отредактировал Crazy Ivan - 25-11-2007 - 23:29 |
||||
chips | ||||
Парню пора сушить сухари ![]() В конце Великой Отечественной войны немцы успели создать несколько лодок, турбины которых работали на перекиси водорода. Скорость в подводном положении была такова, что невозможно было выпустить перископ и торпедные катера за ними едва поспевали. Перекись храниласть в междубортном пространстве в синтетических мешках и подавалась к турбинам давлением заботной воды. И вроде ничего не взрывалось.... ![]() |
||||
JFK2006 | ||||
А перекисно-водородные торпеды состояли на вооружении флота Её Королевского величества. По-моему, в 1953 году проилошёл взрыв одной торпеды и погибло, кажется, 8 моряков. После этого британцы сняли перекисно-водородные торпеды с вооружения, несмотря на все их преимущества. |
||||
Crazy Ivan | ||||
Были и у нас такие разработки на базе проекта 613. Емкости находились за прочным корпусом пл. Любая протечка перекиси попадает в морскую воду, а не на промасленную палубу или трубу торпедного аппарата. В этом плане проект безопаснее торпед. А вот за счет чего бешенная скорость мне непонятно. Допустим мы заставили быстрее вращаться винт. На перископной глубине при скорости 14-15 узлов начнется кавитация и увеличение числа оборотов только снизит скорость лодки. Для уменьшения кавитации необходимо погружаться глубже, а на глубине перископ поднимать незачем. А то, что катера ее не догоняли, слабо верится. |
||||
Crazy Ivan | ||||
А в чем по-вашему преимущество перекисных торпед по отношению к остальным? Я лично сам не знаю. Вот конкретная наша торпеда 65-76 имела свои уникальные преимущества, но я сомневаюсь что за счет того, что она перекисная. Американская торпеда МК-48 Мод.5 электрическая, имеет меньшие размеры и по всем ТТД превосходит нашу 65-76. |
||||
chips | ||||
Управление кораблестроения Германии, следившее за ходом работ по созданию новых подводных лодок, держало в поле зрения деятельность Вальтера, быстро усвоившего, какие блага сулит работа на военное ведомство агрессивного рейха, и превратившегося за годы фашистской диктатуры в крупного предпринимателя. В обстановке строжайшей секретности форсировалось строительство опытной подводной лодки W-80. На корабль допускали строго ограниченный круг лиц по спискам, согласованным в высших инстанциях вермахта. На контрольно-пропускном пункте эллинга, в котором строилась лодка, дежурили гестаповцы, переодетые в форму пожарных. В 1942 г. лодку построили и начали испытывать. Учитывая, что при большой скорости подводного хода выдвигать перископ нельзя, так как его может снести набегающим потоком воды, для замера скорости в носовой части был установлен герметичный светильник. Испытания проводились в ночное время, когда светильник просматривался через толщу воды. Ориентируясь на свет, лодку сопровождал торпедный катер, по лагу которого и замерялась ее скорость. Результат превзошел все ожидания. W-80 развила под водой скорость 28,1 уз . Перед немецкой судостроительной промышленностью ставилась задача уже с 1943 г. ввести в строй 26 подводных лодок с ПГТУ. Во вновь созданном специальном конструкторском бюро, которое возглавил Вальтер, в сжатые сроки был разработан проект подводной лодки XVII серии, состоявшей из 9 единиц, по сути дела являвшихся опытными кораблями, строившимися в разных модификациях и предназначавшихся для различных исследований и подготовки экипажей. Каждая лодка была оснащена двумя ПГТУ суммарной мощностью 5000 л. с. В 1943 г. головная лодка была построена и испытана. При запасе раствора перекиси водорода 55 т она могла идти в подводном положении со скоростью 25 уз в течение 4 ч, и 22 уз – 6 ч. Таким образом, скорость подводного хода немецких дизель-электрических лодок аналогичного водоизмещения была превышена более чем в три раза! Такая необычно большая скорость лодок с ПГТУ объясняется в основном их энерговооруженностью. Сравним этот показатель подводной лодки XVII серии с ПГТУ с энерговооруженностью ранее упоминавшейся дизель-электрической лодки II серии с мощностью двигателя 300 л. с., развивавшей под водой скорость 7 уз. Подводное водоизмещение лодок – около 330 т. Их энерговооруженность составляла соответственно около 15 л. с./т и 1 л. с./т. Чтобы повысить подводную скорость более чем в три раза, мощность энергетической установки подводного хода пришлось увеличить в 15 раз! Это стало возможным благодаря удельной массе ПГТУ, составлявшей всего около 5 кг/л. с. Вспомним, что этот показатель у электроэнергетических установок подводного хода дизель-электрических подводных лодок колебался в диапазоне 65 – 75 кг/л. с. Параллельно с созданием новых подводных лодок немцы наращивала производство перекиси водорода. Если в 1939 г. в Германии ее вырабатывалось в пересчете на 80-процентый раствор 6800 т в год, в то время как все остальные страны производили 7600 т, то в 1944 г. выработка перекиси водорода в Германии составила уже 24 тыс. т и строились дополнительные мощности на 90 тыс. т в год. Отсюда: http://www.submarine.id.ru/intro.php?19 А еще можно посмотреть здесь: http://www.h2club.mirea.ru/projects/milita...ials/walter.htm Это сообщение отредактировал chips - 28-11-2007 - 11:39 |
||||
JFK2006 | ||||
Хм... Вопрос, конечно, интересный. Я ж не специалист по торпедам! Сужу исключительно на основании того, что пишут открытые источники. Насколько помню - главное преимущество - дальность хода... ![]() Можно исключить мои слова о "преимуществах". Суть в том, что торпеда опасна в эксплуатации. Были в мире случаи, когда бы на подводных лодках происходил самопроизвольный взрыв торпед электрических? Точнее сказать, что там может взорваться? Аккумулятор. Согласитесь катастрофических последствий это не вызовет. А тонна "гремучей" перекиси и 400 литров керосина... |
||||
Crazy Ivan | ||||
Да, действительно. Только вот из цитаты неясно на какой глубине достигается такая скорость. Если на глубине 40 метров, это реально, а вот на перископной глубине, нереально. Фонарик можно заметить на большой глубине. Прозрачность морской воды достигает 60 метров. И вообще, в этой ситуации интересна не так двигательная установка, сколько ДВИЖИТЕЛЬ. Если это водомет, дело одно, если винт, какая его форма: крыло или серп, сколько лопастей, один или два винта на лодке. В 1968 году принималась на вооружение лодка 705 проекта, атомная, с металлическим теплоносителем (Pb Bi). На контрольных испытаниях она развила скорость 47 узлов на глубине 100 метров. Очевидцы рассказывали что во время поворота они чувствовали себя как в самолете. |
||||
Crazy Ivan | ||||
Преимущество в дальности хода эта торпеда имеет скорее всего из-за того что она толстая. Это единственная торпеда калибром 650 мм и длинной 11 метров. Время хода торпеды на дальнюю дистанцию около получаса. В нее даже вводят широтную поправку что бы не промахнутся из-за того, что пока она идет, Земля успевает повернутся на существенный угол. Все торпеды опасные. Кислородная содержир резервуар со сжатым кислородом 200кг/см кв. Электрическая содаржит батаррею одноразового действия. Электролит находится в отдельных ампулах. При перепаде давления в отсеке ампулу может раздавить, электролит зальет батаррею и она начнет бешенно нагреваться. Корпус батаррейного отсека раскалится добела, начнет плавится взрывчатка в боевом зарядном отделении. При этом еще и пары электролита наполняют отсек. Есть и безопасные варианты электроторпед, где после выстрела открываются водозаборные щитки и электролитом является забортная вода. Вот только скорость такой торпеды будет зависеть от солености морской воды, а следовательно точность попадания снижается. P.S.Перекись "гремучей" не бывает. Гремучей бывает ртуть. |
||||
CryKitten | ||||
Водомётные они были. Читал в английском приключенческом романе (понятно, что беллетристика, но...) про WWII. Акустиками такая лодка очень своеобразно воспринималась. |
||||
vegra | ||||
Тоже ноднократно встречал цифру 7 килотонн. Напомню мошность заряда в Хиросиме 3 килотонны. В самой большой авиабомбе разнёсшей железнодорожный узел было 3500 кг ТНТ. Ядерный заряд может быть небольшого размера. А вот вес обычной химической взрывчатки будет сравним с 7000 тонн ТНТ. Химию не обманешь. На п/л столько взрывчатки просто не поместится. |
||||
Crazy Ivan | ||||
Не буду называть массу взрывчатого вещества в торпедах, т.к. в открытых источниках я такой информации не видел. Скажу только что в пересчете на тротиловый эквивалент взрывчатой смеси всех имеющихся на борту торпед, эта цифра зашкалит за 7000 кг. Однако боевые зарядные отделения торпед не взорвались. Их разбросало по морскому дну. | ||||
vegra | ||||
Так что? Кто-то брякнул не подумав 7000 тонн и пошла гулять цифра и никто даже не возразит(кроме меня скромного), что она просто абсурдна?
Т.е. реальная мощность взрыва - несколько сотен кг тротилового эквивалента?
|
||||
chips | ||||
Там еще и ракеты были. И они тоже не взорвались. |
||||
Ли Си Цын | ||||
Не понял. А что же тогда взорвалось в лодке, что такие разрушение вызвало?! Кстати, может кто знает, какая должна быть мощнсть взрыва, чтобы переборку между первый и вторым отсеками сдвинуло аж до конца 3 отсека?! |
||||
vegra | ||||
Взрыв был в небольшом объёме, много взрывчатки не надо. Странно с одной стороны ни торпеды ни ракеты не взорвались(по крайней меребольшинство), с другой стороны пишут о взрыве в 7 килотон чего в принципе не могло быть. |
||||
CryKitten | ||||
Тут ключевое слово "пишут". Как ни прискорбно, именно такие трагедии - хлеб "жёлтых изданий", так что поток публикаций, написанных под впечатлением пейзажа потолка, будет продолжаться. | ||||
JFK2006 | ||||
По заключению российского Института физики Земли из анализа сейсмических данных следует, что первый взрыв произошёл на глубине 30 м и имел мощность 10 кг, а второй: 100 м и 1,5-3,5 тонны. Британское Управление по атомному вооружению на основе данных норвежских сейсмологов определила первый взрыв: глубина 40 м, мощность 40 кг, второй: 100 м, около 5 тонн. Исследования проводились по поручению ГВП в ходе следствия. По заключению комплексной комиссионной взрывотехнической экспертизы уровень давления в торпедном аппарате № 4 в момент взрыва (первый взрыв) составлял около 5 гигапаскалей (50 тыс. атмосфер). Образовавшиеся при взрыве ударная волна и летящие фрагменты торпеды и казённой части торпедного аппарата № 4 инициировали взрывной процесс заряда взрывчатого вещества боевого зарядного отделения одной или нескольких торпед, которые были расположены на стеллажах первого отсека. Развитие в течение более двух минут (136 сек.) взрывного процесса в одном или нескольких боевых зарядных отделениях торпед привело к их детонации и затем к передаче детонирующего импульса другим торпедам, находившимся на стеллажах. Прочный корпус был разрушен в районе 11-15 шпангоутов, что соответствует штатному расположению боевых зарядных отделений торпед калибра 650 мм и 533 мм. К такому выводу пришло следствие. |